В августе 1987 года команда Ивановского клуба туристов «Поиск» проложила новый горно-водный маршрут 6 к. с. по Горному Алтаю. Основным итогом путешествия явилось первопрохождение правого притока Аргута реки Юнгур
НЕВЕДОМАЯ ДОЛИНА
Освоение туристами-водниками алтайской реки Аргут и ее притоков началось в 60-х годах. За два десятилетия с ростом мастерства туристов-водников, с появлением новых более надежных средств сплава менялись и представления о многих маршрутах в бассейне реки Аргут. Показательна в этом отношении история прохождения правых притоков Аргута: Шавлы, Карагема, Юнгура. Исходным материалом для всех групп-первопроходцев служит отчет экспедиции, проведенной в 1970 году известным водником Алтая В. И. Неустроевым. Приведенные в отчете характеристики притоков Аргута и рекомендации по организации прохождения этих рек, с одной стороны, сыграли положительную роль в освоении района туристами-водниками, с другой — затянули этот процесс на многие годы В. И. Неустроев дал Шавле, Карагему, Юнгуру очень осторожные оценки, в которых часто звучали слова «чрезвычайно трудно», «неприступный», «бесперспективный». Не будем критиковать Неустроева, так как уровень развития водного туризма на 1970 год не позволил дать другой оценки. А можем ли мы сейчас прогнозировать развитие техники водного туризма на 2000 год?
Шавла и Карагем были пройдены полностью в 1980-1981 годах. Сейчас по этим маршрутам проходят за сезон десятки групп, и они уже перешли из разряда суперсложных в нормальные «пятерку» и «шестерку». Получается, что с момента первой попытки сплава, например по Шавле (1970 год), до времени массового освоения реки (1985 год) прошло 15 лет. Из них 10 лет ушли на преодоление психологического барьера, созданного в 1970 году.
Итак, на 1987 год из трех крупных правых притоков Аргута белым пятном на карте туристов-водников оставался один Юнгур. Долина Юнгура оказалась в кольце пройденных водных маршрутов. С запада кольцо замыкалось Аргутом, с севера и востока — Шавлой, с юга — Кара-гемом. Долина долгое время хранила свою неприкосновенность. И причин тому было немало.
В первую очередь сыграла свою роль труднодоступность Юнгура. Чтобы попасть в верховье реки с Чуйского тракта, необходимо пройти значительный маршрут протяженностью 50—60 км, преодолев не менее двух перевалов Северо-Чуйского хребта. Проникнуть в долину Юнгура от устья мешало нижнее ущелье, протянувшееся на многие километры. Большинство туристов-водников давали оценку Юнгуру именно по устьевому участку.
Из отчета экспедиции В. И. Неустроева по притокам Аргута (1970 год): «Река Юнгур не может сравниться ни с одним из притоков Аргута, по которым нам удалось совершить хотя бы частичный сплав. Нижний участок от реки Чибит весь проходит в глубоком, неприступном ущелье. Скалы, стенки, вымытые гроты, большой перепад, незначительный расход — все это делает Юнгур совершенно недоступным для сплава на нижнем участке. А так как этот участок довольно длинный, то следует считать Юнгур для туристов-водников бесперспективным».
Такая характеристика отпугнула от долины Юнгура не только водников, но и представителей горного и пешеходного туризма.
Впервые удалось пройти по Юнгуру от верховья до устья лыжникам. Информация из отчетов лыжных групп подтверждала труднопроходимость Юнгура и не давала повода для положительных прогнозов о проходимости его по воде: «В среднем течении на Юнгуре встречаются отдельные каньонные отрезки, много открытой воды, наледей, глыб в русле… В нижней части долина Юнгура имеет почти отвесные борта, и со стороны Аргута она выглядит узкой скальной щелью».
Более оптимистичный прогноз в 1987 году мы получили из переписки с водником Алтая М. Ю. Колчевниковым: «Я видел Юнгур в начале августа и доходил до последнего водопада высотой 3—4 метра, который в определенных условиях и на соответствующих судах можно пройти. Ребята ходили по верху каньона на 1,5—2 километра. С высоты трудно просмотреть реку, но идти в принципе можно».
К 1987 году интерес к Юнгуру достиг самой высшей точки. В августе три группы — представители городов Томска, Тулы и Иванова — независимо друг от друга, с трех разных сторон вышли на Юнгур с целью бескомпромиссного решения вопроса о проходимости реки.
ЗАМЫСЕЛ
Наша группа впервые заинтересовалась Юнгуром в 1983 году после прохождения реки Шавлы. Краткая характеристика Юнгура из отчета Неустроева и возможный подход к нему через перевалы Ештыккель и Курунды от поселка Чибит содержались в отчете Е. А. Горбика — первопроходца Шавлы. Информация осталась в памяти и жила в подсознании многие годы. Тогда мы ни технически, ни морально не были готовы к прохождению Юнгура. На несколько лет клуб увлекся организацией комбинированных походов. Мы ставили спортивные эксперименты: совмещали горные «тройки» с водными «шестерками» или прокладывали горно-лыжно-водные маршруты в условиях межсезонья. Это захватывающее занятие позволило набрать необходимый горный и водный опыт для организации водных маршрутов в самых труднодоступных районах страны. Большинство маршрутов строились по принципу: горное кольцо и потом сплав по реке. Теперь встала задача прохождения линейного маршрута, в котором горные части будут чередоваться со сплавом. Центральный Алтай давал широкие возможности для организации подобного мероприятия. Основой композиции должен был стать Юнгур. Первоначальная идея выглядела несколько фантастично. Мы планировали связать единым маршрутом две жемчужины Горного Алтая — Шавлинское и Кучерлинское озера. Пешеходные маршруты, связывающие Север-Чуйский и Катунский хребты, давно уже стали обычными. В нашем маршруте к пяти перевалам от 1А до 2А к. с. добавлялись два сплава — по Юнгуру и Кучерле. Расчет нагрузок позволял надеяться на прохождение этого маршрута в 30-дневный срок. Но по мере добывания материала о Юнгуре от этого варианта пришлось отказаться. Большое опасение внушало нижнее ущелье Юнгура. В случае его непроходимости идея сводилась к перетаскиванию катамаранов на себе от поселка Чибит через перевалы и каньоны к Кучерлинскому озеру. Такая ситуация не вызвала бы бурной радости ни у одного из членов нашего коллектива. Поиски продолжились. Нужный вариант связки с другой рекой был под боком. Конечно, это река Карагем. Правда, горную часть маршрута пришлось значительно сократить. Но зато родился новый логичный маршрут, позволяющий соединить в связку Карагем и Юнгур и к тому же провести разведку подходов к Юнгуру через перевалы Северо-Чуйского хребта с востока и юга.
НА ПУТИ К ЦЕЛИ
Из алтайского поселка Кош-Агач начинаются многие туристские тропы. Наш путь — по долине реки Чаган-Узун. Эту безлесную долину, не представляющую для туристов интереса, преодолеваем на попутных машинах. От урочища Бельтир начинается тропа к Карагемскому перевалу (1А, 2885 м). Двухдневный пеший переход через перевал до слияния Кара-гема с рекой Иолдо-Айры потребовал значительных физических усилий. За спиной у каждого — снаряжение для проведения 30-дневного маршрута в условиях полной автономии.
Традиционное место начала сплава по Карагему — Карагемская поляна. Здесь всегда людно. На этом перекрестке пересекаются пути водников, пешеходников и горников. Топятся жаркие самодельные бани, приводится в порядок снаряжение, идет передача информации между группами. А мы готовим наши суда к сплаву по Карагему. В нашей флотилии два четырехместных и один двухместный катамаран. Изюминка сплава по Карагему — два верхних ущелья, содержащих сложные каскады порогов. По плану на Каратеме мы должны войти в необходимую техническую и физическую форму перед Юнгуром. Напряженный ритм прохождения верхнего Карагема диктует и жесткий график: 4 дня сплава и затем сама река. До первого ущелья всего полчаса относительно спокойного плавания. На этом отрезке отрабатываем весь . арсенал технических приемов управления катамаранами и взаимодействие экипажей, вызывая своими телемарками и лихими маневрами на реке улыбки проходящих групп горников и пешеходников. Но вот впереди долина сужается, река уходит в первое ущелье протяженностью 8 км, со средним уклоном 24 м/км.
Тактика прохождения ущелья однозначна: движение на разгруженных судах с организацией базовых лагерей. Совмещаем заброску груза в базовый лагерь с общей разведкой реки. В первом ущелье Карагема высокая плотность препятствий, плесы отсутствуют. Обилие камней, узкие проходы, крутые сливы, мощные прижимы, деревья в русле — такой характер реки предъявляет самые высокие требования к группе. На некоторых участках высокие бомы затрудняют просмотр и разведку препятствий. Так, на связке порогов Нокдаун-Крутой пришлось спускать и поднимать людей по отвесным скалам для организации разведки и страховки при прохождении.
Львиную долю рабочего времени группы отнимают организация разведки, страховки, бесконечные подъемы и спуски в ущелье. Добавила хлопот и малая вода в Карагеме. Некоторые прижимы в порогах Крутой, Любаша превратились в габаритные непроходы. На таких местах ищем пути в боковых мелких протоках или делаем короткие обносы. Три дня напряженной работы — и наши суда вырываются в широкую долину. Но Карагем не дает расслабиться, и после короткого участка разбоев он уходит во второе ущелье протяженностью 4 км, со средним уклоном 18 м/км. В ущелье три мощных порога и несколько шивер средней сложности. Левый приток Кара-Аиры значительно увеличивает водность Карагема и мощность препятствий. Проходим ущелье на загруженных судах-с поэтапной разведкой. Закончен первый этап путешествия, готовимся к переходу в долину Юнгура.
К месту нашей стоянки подходит группа из Тулы, которая уходит на Юнгур с Нижнего Карагема. После сравнения картографического материала обнаруживаем существенные для нашей группы различия, а именно: перепутаны устья притоков Куганду-Оюк и Каинды-Одру. По нашим материалам, Куганду-Оюк впадает в Карагем после второго ущелья, у них — после первого, а после второго впадает Каинды-Одру. Нашей карте-лоции мы были склонны доверять, так как она из отчета первопроходцев Карагема, чемпионов СССР. Правда, первопроходцам было почти безразлично, как называются правые притоки Карагема, — они ведь не собирались уходить по ним на Юнгур. Описание перевала Разведочного также не вносило ясности; оно начиналось от устья Куганду-Оюк и заканчивалось на безымянных, однотипных левых притоках Юнгура. К тому же карты этого района слабо проработаны — это край Северо-Чунекого хребта. Еще большую путаницу вносил третий картографический материал— аэрофотосъемка водораздела Юнгура и Карагема (к сожалению, совсем маленький участок). На нем оба притока назывались Каинды-Одру. Очередная топографическая загадка. Впечатление о том, что мы стоим в устье истинной Куганду-Оюк, дополнялось водопадной устьевой ступенью над нашим лагерем, что соответствовало описанию подходов к перевалу Разведочному.
Ситуация требовала разъяснения, и на следующий день двумя группами была проведена разведка по обеим долинам. Группы принесли информацию, к которой все уже были готовы, — названия притоков с чьей-то легкой руки действительно перепутаны. Мы встали перед выбором — возвращаться к концу первого ущелья или искать новый проход к Юнгуру по долине Каинды-Одру. Расчет расстояний, набора и потери высоты по карте аэрофотосъемки говорил в пользу долины Каинды-Одру. К тому же предполагаемый перевал (судя по горизонталям, он не должен быть сложным) выводил непосредственно к перевалу Разведочному.
Долину реки Каинды-Одру туристы не случайно оставили без внимания. Вход в долину от устья возможен только по правому берегу по еле заметным звериным тропам (левый берег — грандиозные скальные стены), а единственная перевальная седловина в верховье с обеих сторон смотрится на фоне острых скальных гребней. Между тем движение по долине и просто, и приятно. Тропы нет, идем вдоль русла ручья. В верхней части долины — красивые скальные цирки с небольшими озерами. Пологий подъем выводит на перевальную седловину в узком скальном гребне. Перевал (1А, 2830 м) получил название Первого Совета, в честь города Иванова — родины Первого Совета. Этот простой и легкий путь открывает новые варианты перехода из долины Юнгура к Карагему. Тем более он приводит к броду тропы на левый берег Карагема. в устье Каинды-Одру.
Последнее препятствие перед долиной Юнгура — перевал Разведочный (1Б, 3200 м) — потребовал много усилий. Затяжной подъем по открытому леднику и осыпи сменяется крутыми скалами на спуске. Навешиваем веревки на верхнем участке и благополучно спускаемся к Левому Юнгуру. На этом участке Юнгур еще трудно назвать рекой — поток шириной 5—6 м круто падает через камни и частые завалы. Через несколько километров долина выполаживается, создается впечатление, что можно начать сплав на малых судах. Но не следует спешить. На следующем участке Левый Юнгур входит в ущелье Большой Самсон, чтобы обрушиться вниз каскадом водопадов, напоминающих фонтаны Петродворца. Предположение о том, что до слияния с Правым Юнгуром Левый Юнгур непроходим, оказалось правильным.
Наш базовый лагерь стоит на стрелке Правого и Левого Юнгура. Здесь группа разделяется. Одна часть остается в базовом лагере, собирает катамараны, проводит разведку первого участка Юнгура; другая уходит на горное кольцо с целью разведки подходов к Юнгуру со стороны поселка Чибит.
После последнего перехода с полной выкладкой движение на разведочном кольце воспринимается как отдых. Да и все уже находятся в прекрасной физической форме. Об этом говорят и каждодневные медицинские обследования участников (пульс, давление), и общий настрой группы. На пути к перевалу Куранду (1А, 2860 м) встречаем группу из Томска. Это третья группа, прокладывающая свой путь на Юнгур. Горное кольцо через перевалы Куранду и Николаева (1Б, 2990 м) позволяет познакомиться с великолепным горным узлом в верховьях Левой Шавлы. Составляем описание перевалов и спускаемся по долине Правого Юнгура к базовому лагерю. По нашему мнению, путь через перевал Николаева, несмотря на большую техническую сложность, более красив и логичен при подходах от поселка Чибит.
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО
Название «Юнгур» в переводе с хакасского означает «щель в скале» или «узкая горная долина», с киргизского — «звонкий, голосистый». В точности местных названий мы убедились чуть позже, а пока на первом участке от слияния Левого и Правого Юнгура река стремительно петляет среди островов по широкой долине. Мы так и назвали этот участок до впадения Куранду — Стремительный Юнгур. После короткого участка разбоев Юнгур входит в одно русло и преодолевает 3-километровую Курандинскую шиверу. Группа базового лагеря убрала на этом участке 7 деревьев, перекрывающих русло реки, и составила подробное описание, так что сейчас нам остается только вовремя заводить катамараны в узкие проходы между камней. Юнгур еще силы не имеет, и, несмотря на большой уклон и обилие камней, маневры выполняются легко.
После устья Куранду долина вновь расширяется. На реке разбои и отдельные шиверы. Уклон по-прежнему большой, но препятствия доступны для движения без разведки. Река принимает ряд значительных притоков. Участок впоследствии был назван Веселым Юнгуром. Он нетипичен для реки, здесь группа может немного отдохнуть перед последующим серьезным испытанием.
Первый порог на Юнгуре появляется неожиданно. За мелкой шиверой правый берег переходит в невысокую песчаную стенку, впереди слышится монотонный гул, и река упирается в сооружение из бревен, издали напоминающее забор. Просмотр первых сотен метров порога убеждает нас, что впереди каскад непрерывных сложных препятствий. Уходим в дальнюю разведку, чтобы выяснить перспективу и наметить тактику прохождения. Около двух часов пробираемся по глыбам и бурелому вдоль реки (тропа здесь проходит по верхней террасе) и не перестаем поражаться возможностям Юнгура. Каскад порогов не только не собирается кончаться, но постоянно усложняется. На всем протяжении нет и двух десятков метров спокойной воды. Невольно вспоминаем строки из отчета лыжников: «До Чибита на реке отдельные каньонные участки». До Чибита в этот день разведка дойти так и не смогла. Но то, что удалось увидеть, давало богатую пищу для размышлений.
Нижнее ущелье Юнгура началось за 8 км до Чибита и, видимо, не собирается кончаться. Весь просмотренный участок уже сам по себе вносил в прохождение реки большие трудности. Даже при беглом осмотре бросались в глаза непривычный уклон реки, масса глыб в русле, габаритные непроходы и деревья, деревья в воде и по берегам в таком количестве, в каком никто из нас никогда еще не встречал (и, скорей всего, не встретит) на горной реке. Отдельные участки явно «не шлись», другие, напротив, представляли большой интерес для сплава. Начало очень многообещающее. Что же будет после Чибита?
До Чибита по графику два дня сплава и как резерв — дневка. На техническом совете решаем продвигаться по реке, используя гибкую тактику: идти по воде, где это возможно, и делать проводки или обносы судов на участках, заваленных деревьями, не задерживаясь на расчистку завалов. Первый сложный порог ущелья Треугольник успешно проходит ведущий катамаран. Но уже второму экипажу приходится выяснять отношения с Юнгу-ром — неточность в заходе при ширине потока около 7 м приводит к посадке катамарана на бык в русле. Замерли в ожидании страховщики, но экипаж самостоятельно наводит переправу на берег и сдергивает судно. Сплав продолжается.
Удивительные цифры падения реки показывает наш высотомер. На отдельных порогах 25—40 м при длине препятствий до 500 м. Среднее же падение нижнего Юнгура на 17-километровом участке 32 м/км. Всю эту высоту река выбирает, бесконечными крутыми и пологими, прямыми и косыми сливами в стесненном глыбами русле. Каждый порог в изобилии украшен торчащими по берегам бревнами, сжимающими проходы до размеров судна, а порой и не оставляющими никаких вариантов для прохождения. Необычный уклон дополняется и столь же необычными местами для чалки, вернее, их полным отсутствием в привычном понимании. На верхних порогах ущелья характерная чалка — выброс судна на скорости на более-менее пологие береговые камни прямо в пороге, так как разрывов в каскаде не наблюдается.
Адаптация к Юнгуру проходит пока безболезненно, хотя и не обходится без мелких происшествий: отдельных смывов с судна, не совсем удачных чалок, отдельных наездов на большие и маленькие камни.
До впадения Чибита мы выделили 11порогов, каждый из которых имеет свои индивидуальные черты и мог бы украсить любую реку. Пока удается идти по воде на всех препятствиях, кроме участка полных завалов на пороге Щетка и завала на входе в порог «Дом у обочины». Последний порог перед устьем Чибита называем «Здравствуй, Чибит!». Радостное название» порога вполне соответствует его характеру. В начале этого 500-метрового препятствия глыба в русле оставляет проход шириной 1 м, в конце река через бревна сбегает к устью Чибита с уклоном около 30°. Здесь мы были вынуждены сделать единственный длинный обнос на реке, благо берег это позволяет.
Мы в устье Чибита. Программа-максимум на первые два дня выполнена. Что там впереди после Чибита? Каньон? Водопады? На эти вопросы должна принести ответ очередная дальняя разведка.
Первый километр после Чибита река сохраняет свой характер, правда, воды значительно прибавилось. Но вот впереди большие серые глыбы, и стена правого берега стискивает реку в узком каньоне. На входе несколько обычных сливов и водопад до 2,5 м, за очередным поворотом еще один водопад около 3 м, и опять водопад 2,5 м, и конца этому не видно. Что это? Отдельный прорыв или такой река останется до устья? В голове проносятся характеристики очевидцев и прогнозы: «неприступный», «непроходимый», «бесперспективный». Очередной поворот долины разрешает сомнения. Юнгур становится обычным и после каньона резво скачет через обычные сливы. Между тем ущелье все сужается. Группе разведки при помощи горного снаряжения удается пройти до Чибита около 6 км, и река упирается в стену. Остальные 3 км остаются загадкой. Но увиденного вполне достаточно для серьезных размышлений и не менее серьезных действий.
На обратном пути маркируем тропу для обноса груза, места чалок, составляем общую лоцию-описание, выбираем места для базовых лагерей.
Прохождение Нижнего Юнгура напоминает осаду гималайских восьмитысячников. Та же тактика базовых лагерей, та же предварительная обработка маршрута, то же, преимущественно большее, значение тактических задач, чем технических. Хотя, сколько ни думай и ни размышляй у костра в устье Чибита, ближе к устью Юнгура не окажешься. Мысль должна сопровождаться действием.
Первый порог после устья Чибита не мог не получить названия «До свидания, Чибит!». От Чибита уходит единственная приличная тропа через перевал в долину Аргута. Мы же надеемся выйти к Аргуту по реке. Проходим порог с обычной схемой разведки и страховки и после очередного препятствия зачаливаемся перед входом в каньон.
Порог-водопад Сарыбель — самое серьезное препятствие маршрута, требующее трезвой оценки ситуации на реке и своих возможностей. На этой трассе слалома-гиганта, состоящей из 15—20 крутых сливов от 1 до 3 м с проходами до 2,5 м в нашу воду, ключевым оказался водопад в середине порога, падающий через рваную плиту на правую стену. В этой ситуации команда оценила порог как препятствие, проходимое с последним криком «ура!». Хотя на остальной части порога линия движения просматривалась, но связать ее воедино не получалось. Изнурительному обносу по скалам предпочли проводку катамаранов на двух спасконцах с отдельными перебросами через глыбы.
После порога-водопада река несколько успокаивается, ущелье расширяется. Это место так и назвали — Благодатная долина. Здесь остаются за спиной последние комфортабельные места для стоянок. В очередном сужении опять сложные пороги. Громадные глыбы, вставшие острыми ножами поперек русла, процеживают реку через частые водопадные сливы. Падение на первые 100 м около 12 м. Как это назвать — Забастовка? Патриоты клуба склоняются к названию порога «Тур-клуб Поиск». Это стремительное препятствие оставляет после прохождения чувство полета, так как катамараны, не успев приземлиться с одного водопадного слива, уже ныряют в следующий. И в эти моменты нужно успеть сделать единственно возможный маневр в этом узком, бурлящем потоке.
Река все глубже зарывается в ущелье. Стали досаждать прижимы с характерными названиями Контакт, Двойной капкан, Фуганок, Пила, где проходы шириной 2,5-4 м не оставляют места для маневра и приходится, сдирая стружку с каркаса, отпихиваться от стен всеми возможными способами.
Вот и та стена, которая преградила дорогу разведчикам. Меняем базовый берег на правый. Последние препятствия приходится идти с грузом, так как через бомы не пройти, есть только путь по реке. За поворотом виден уже левый борт долины Аргута. Где же обещанный каньон в устье с водопадом? Еще 2 км непрерывных порогов, и очередная разведка обнаруживает на последнем километре Юнгура каньон, водопад увидели чуть позже.
Юнгур перед финишем собрал последние силы, чтобы пробиться к Аргуту каскадом сложных порогов. Это красивое, достойное препятствие получило название каньон Юрий Визбор. Все было в этом каньоне. Подъемы и спуски по отвесным скалам для организации разведки и страховки. И порог Белокаменный с его изматывающими сливами и прижимами. И порог Щель, где река почти полностью ушла под скалу. И полеты четырехместных катамаранов через водопады порога Щель. И выходной порог каньона Последний Аккорд, и, наконец, последний вечер над Юнгуром с песнями Юрия Визбора:
Другие ребята за нами пойдут
Дальше, чем мы с тобой…
Так пел Визбор, так говорим мы тем, кто пойдет вслед за нами. Юнгур ждет дальнейшего освоения!
Уже дома на карту и в описание вошло название нижнего ущелья Юнгура — Строптивый Юнгур. Пожалуй, оно наиболее точно характеризует не только этот участок, но и всю реку и историю ее покорения.
Из трех правых притоков Аргута — Карагема, Шавлы, Юнгура (мы имеем возможность сравнить все три) — Юнгур представляется на настоящий момент наиболее интересным благодаря необычной концентрированности препятствий, уклону и характеру препятствий. Наиболее логично включение Юнгура в связку с другими реками. Например: Шавла — Юнгур — Аргут, Карагем — Юнгур — Аргут, Аргут — Юнгур — Аргут. Все маршруты относятся к высшей категории сложности. Оптимальные сроки сплава по Юнгуру — июль—август. Мы проходили Юнгур в малую воду. При более высокой воде Юнгур может измениться до неузнаваемости в сторону усложнения. Наилучший вариант — попасть в среднюю воду.
Альманах “Ветер странствий”, 1989г.
В.Еремин
Февраль, 2003