За период с открытия детско-юношеской спортивно-технической школы в 1979 году по 2003 год ныне получившей статус специализированной прошло несколько тысяч учеников.
Школа всегда стремилась выпускать из своих стен человека, который бы обладал качествами, в том числе спортивными, отвечающими высоким социальным потребностям современного общества и потребностям самой личности спортсмена.
Школа готовит к жизни, а не только к работе, развивает творческую инициативу личности, ее любознательность, заинтересованность в духовных, а не только в материальных ценностях.
Педагогический процесс СДЮСТШ направлен на взращивание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. Учащиеся в школе не просто тренируются и воспитываются, а живут полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности, и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в обществе, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.
Причем, благодаря специфике спортивной деятельности, спортсмен практически сразу же получает и обратную связь, т.к. успешность развития воплощается в динамике спортивных результатов.
Что же позволяет говорить о том, что в условиях СДЮСТШ можно добиться сохранения и даже развития здоровья учащихся и тренеров, а также о гармонизации их развития и саморазвития?
Во-первых, специфический характер деятельности учащихся СДЮСТШ. Программа СДЮСТШ по многоборью радистов отличается большим разнообразием, при этом интеллектуальная деятельность учащихся является определяющей; кроме того, вырабатывается необходимость чувства командности у учащихся не только на уровне сыгранности, но и психологической совместимости и даже дружественности.
Во-вторых, важным условием является исторически сложившийся коллектив, атмосфера и традиции СДЮСТШ.
В-третьих, сложившийся опыт построения педагогического процесса СДЮСТШ: изменение принципов его построения от первоначального традиционного, через личностно деятельностный, к оптимальному сочетанию педагогических подходов в зависимости от возраста учащихся, их подготовленности и квалификации, а также стажа занятий.
В-четвертых, сложившаяся система мониторинга педагогического процесса и диагностики здоровья его участников.
Особенность педагогического процесса СДЮСТШ состоит в том, что дети (точнее будущие ученики) приходят заниматься сами. Поэтому удержать их в спортивной школе может только настоящая заинтересованность. Этому способствует комфортный доброжелательный климат школы, разнообразие деятельности и занятий в ней. Важную роль при этом играет разновозрастный, неоднородный по квалификации и уровню подготовки, но доброжелательный коллектив. Такой коллектив позволяет учить и воспитывать не только и не столько воздействием тренеров, но в большей степени ребят друг на друга в каждодневном общении. Именно в таком общении передается духовная основа школы – ее традиции.
Другой особенностью СДЮСТШ является возможность приобретения не только спортивных навыков и квалификации, но и профессиональных – овладение профессией радиооператора, а также «житейских» т.к. ребятам приходится самим изготавливать приспособления и аппаратуру для своей спортивной деятельности, обеспечивать эксплуатацию личного и общественного инвентаря и аппаратуры, принимать активное участие в ремонте и переоснащении школы.
Не менее важно, что образовательный процесс в СДЮСТШ построен на принципах сохранения здоровья. Сохранение, а по возможности, развитие здоровья достигается не только традиционной для большинства спортивных школ посильностью и планомерностью тренировочных нагрузок учеников с учетом их возрастных, физических и психологических особенностей, но и ее разнообразием. Разнообразие обуславливается спецификой многоборья радистов.
Основная направленность занятий на начальном этапе связана с выявлением способностей, целей и ценностных установок ученика, развитием его личности, воспитанием физических, морально-этических и волевых качеств. На этом этапе закладывается фундамент общих умений и навыков учащегося в радиоспорте.
Важным элементом этого этапа является установление доброжелательных взаимоотношений между тренером и каждым новичком, формирование «открытой» позиции, чему способствует сочетание делового взаимодействия в учебном процессе с неформальным общением вне его.
На этапе учебно-тренировочной подготовки происходит повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей учащихся; воспитание дисциплины и самодисциплины, профилактика вредных привычек и правонарушений. В развитии способностей личности ученика все более значительную роль начинает играть саморазвитие.
На этапе спортивного совершенствования происходит выделение групп подростков, имеющих разный уровень спортивных достижений. Поэтому главная цель — привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных спортивных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Ивановской области и России.
Саморазвитие и самообразование личности учащегося становится доминирующей формой деятельности, а потребность в интенсивной деятельности должна для нее стать необходимостью. Актуальным становится развитие мотивации к профессиональному образованию.
А что же происходит с неперспективными? По нашему мнению, на этом этапе неперспективных в многоборье радистов нет. Есть ученики, не справившиеся с задачами самообразования на этом этапе, прежде всего образования своего характера. Обычно через некоторое время происходит осознание необходимости подвижек в самообразовании, и ученик догоняет своих сверстников и в спортивных результатах.
Достаточно часто подвижек в изменении характера так и не происходит. В этом случае ученик продолжает заниматься в СДЮСТШ, специализируясь в наиболее любимом виде многоборья (чаще всего в спортивном ориентировании).
В этот период важно привести каждого спортсмена к усвоению духовных ценностей нашего народа. С этой целью в дополнение, и по возможности согласованно с усилиями общеобразовательных школ, организуются специальные занятия об истории и традициях школы, о спортивных и культурных традициях города Иванова и Ивановской области, а также городов, где ученики бывают на соревнованиях и экскурсиях, о традициях нашего народа и государства. Эта деятельность должна привести к усвоению духовных ценностей нашего народа.
Отсев на этом этапе связан чаще всего с тем, что ученик так и не смог принять систему ценностей СДЮСТШ. В определенный момент это противоречие принимает неразрешимый характер. Спортивные результаты в данном случае играют вторичную роль и позволяют лишь на время сдерживать разрыв.
Задачи этапа высшего спортивного мастерства — максимальное развитие способностей личности учащегося через самообразование и самоутверждение во всех сферах жизни, в том числе и спортивной. В этот период устанавливаются и начинают реализовываться жизненные планы учащихся. Поэтому важно, чтобы к этому времени самообразование и самосовершенствование ученика приняло системный характер, освоение специальных знаний, умений и навыков находились на творческом уровне и они носили углубленный характер, имели личностный смысл. Не менее важно, чтобы к этому периоду произошло становление научного мировоззрения и нравственно-духовной культуры ученика. Выполнение указанных выше условий позволит говорить не только о состоявшемся спортсмене — мастере, но и о целостности менталитета его личности.
Уровень здоровья ученика может достичь такого состояния, что существенные отклонения его могут рассматриваться как следствия отклонения ученика от воплощения своего предназначения.
Усилия тренера на этом этапе должны быть направлены на расширение спектра возможностей ученика, на реализацию более тонких подходов к его деятельности, в том числе в сфере чувств. Взаимоотношения тренера и ученика принимают все более дружеский характер.
В 1979 году в Иванове была открыта детско — юношеская спортивно-техническая школа «Юный радист». Положением о детско — юношеской спортивно-технической школе ДОСААФ и профсоюзов (1979год, Москва) перед педагогическим коллективом ставились следующие цели и задачи:
— воспитывать учащихся в духе беззаветной преданности делу партии, любви к социалистической Отчизне, советского патриотизма и пролетарского интернационализма;
— осуществлять подготовку юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивать укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
— быть методическим центром и оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной оборонно-массовой, политико-воспитательной и спортивной работы;
вести подготовку из числа занимающихся инструкторов-общественников и спортивных судей.
Содержание педагогического процесса СДЮСТШ включает в себя:
прием текстов, передаваемых азбукой Морзе;
передачу азбуки Морзе телеграфным ключом;
радиообмен в радиосети на радиостанциях малой мощности несмысловыми радиограммами в телеграфном режиме (азбукой Морзе);
спортивное ориентирование на местности.
Так как умение принимать и передавать азбуку Морзе, а также знание и умение практического использования радиостанций предполагает профессия радиооператора, то еще одной целью педагогического процесса в СДЮСТШ является обучение профессии радиооператора.
Кроме спорта, работниками школы большое внимание уделялось совместным праздникам. Именно спортивно – оздоровительные сборы, соревнования, спортивно – оздоровительные летние лагеря того периода вошли в историю школы как незабываемые. В сложившемся коллективе вырабатывались и укреплялись традиции. Младшие новички, пришедшие в этот период в ДЮСТШ и заставшие коллективистский дружественный климат и хорошие взаимоотношения, впитали эти традиции и продолжали эти традиции в своей дальнейшей спортивной жизни в ДЮСТШ.
Тренерами большое внимание уделялось коллективному воспитанию. И результат был очень оптимистичен: школа была одним единым дружным коллективом, со своими традициями, шутками, играми. Сыгранность команды, взаимные симпатии, благоприятный климат оказывали значительный эффект в выступлениях. Старшие по возрасту курировали младших, занимались с ними, разрешали конфликты, недоразумения. Существовало неформальное самоуправление, когда старшие брали под свое шефство младших, поддерживали дисциплину, но и оставались друзьями. Некоторые из старших пробовали себя в роли тренера.
Необходимость улучшения удобств, для занятий привело к тому, что тренеры со спортсменами сами делали ремонт школы, адаптировали помещения для удобства занятий, собирали тренажеры. На многодневных соревнованиях, выездах сами готовили еду, в том числе и на костре, жили в палатках. Даже при высокой физической нагрузке, благодаря постоянному контролю и индивидуальному подходу, спортсмены не получили профессиональных хронических заболеваний. Однако, к критериям оценки здоровья тренеры и спортсмены еще не пришли. Для устранения причин перегрузки с 1986 года тренерами-преподавателями СДЮСТШ применяется индивидуальный контроль нагрузки учащихся, в том числе и медицинский.
В спортивном отношении в основном эти ученики не достигли высот спортивного мастерства, не вышли в профессионалы. Многие из них выполнили норматив кандидата в мастера спорта, первого взрослого разряда, немногие становились чемпионами и призерами. Занятия в ДЮСТШ дали им хорошую базу для дальнейшей жизни в обществе. Они стали физически крепкими, психически и физически выносливыми, целеустремленными, с моральными устоями. Многие из них и на данный момент занимаются физической культурой, не имеют вредных привычек. Сейчас эти люди занимают высокие должности и звания на престижной работе, имеют семью и детей. В этом поколении две пары создали семьи. Среди них – два офицера, служащих в вооруженных силах, занимающих высокие начальствующие должности. Надежда Азанова служит связистом на Северном военном аэродроме города Иванова. Татьяна Пелевина. — ведущий начальник отдела маркетинга. Марина Фрлова – воспитатель детского сада. Ольга Авдонина – инженер на заводе.
Второй этап в педагогическом процессе начался с 1988года. Получив статус специализированной, наряду с задачами ДЮСТШ добавилась конкретная цель — готовить высококвалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд страны и республики.
Закончив общеобразовательную школу, многие старшие ученики первого поколения поступили в ВУЗы, ушли служить в ряды вооруженных сил. Старшие ребята принимали участие в тренировках, но в поддерживающем режиме. И на смену им пришло следующее поколение 1973-1974 годов рождения. Это были ребята, которые застали старших учеников и успели потренироваться вместе с ними.
Ситуация в стране стала меняться: перестройка, падение экономической стабильности, неуверенность в завтрашнем дне. Оптимизм в настроениях людей стал резко сокращаться, коллективизм, народные гуляния тоже стали уходить из привычного уклада жизни. Наметился крен в сторону индивидуализма, «в себя», в свою семью. Так как спортивно-тренировочная база в СДЮСТШ была уже достаточно наработана, система подготовки отлажена, средства на спорт еще выделялись, соревнований, сборов проводилось достаточно. Компенсацией негативных настроений в окружающей действительности для этих ребят стали профессиональные занятия спортом.
Тренировались в основном вместе, но каждый в своем темпе, согласно своим возможностям и состоянию. Уровень физической нагрузки был достаточно высок. Между тренерами и учениками складываются доверительные отношения, индивидуальная работа с каждым учеником, обсуждение всех сторон его жизни, взаимопомощь и поддержка, помощь в поиске и выборе решения становились стилем работы тренеров. Ученики были соратниками, близкими людьми с тренерами. Очень высокая потребность друг в друге, доверительные, дружественные отношения способствовали личностному и профессиональному росту тренеров и спортсменов. Ученики с тренерами проводили подробный анализ достижений, недостатков, планирование дальнейшей работы. В результате спортсмены очень быстро вышли на высокий профессиональный уровень. Все спортсмены довольно быстро и легко выполнили нормативы Мастеров спорта – 13 человек, 22 кандидатов в мастера спорта. Их признали в спортивной элите, поставили на должности в спортивные роты, они выступали за различные рода войск на Чемпионате вооруженных сил. Спортсмены СДЮСТШ входили в сборную России и выступали на Чемпионате Советского Союза. Спортсмены СДЮСТШ становились чемпионами и призерами в личном и командном зачетах на соревнованиях различного ранга.
В СДЮСТШ была создана своя, отличная от общеобразовательной школы, улицы, семьи атмосфера дружбы, симпатии, взаимопонимания, поддержки. Здесь был свой мир, свои законы. На тренировках, в общении, в труде создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Тренеры обращали внимание на достижения учеников, стимулировали их через поощрения, каждый спортсмен всегда знал и чувствовал, что тренеру важно его выступление, его успех, что тренер будет вместе с ним переживать его неудачу. Тренеры работали над общеобразовательным уровнем спортсменов, старались стимулировать их к повышению интеллекта, самообразованию. Серьезно тренируясь, спортсмены также относились и к учебе, и к профессиональному труду в СДЮСТШ. Постоянно в СДЮСТШ модернизировались помещения для выполнения новых функций, монтировались тренажеры. Многие из спортсменов работали в СДЮСТШ инструкторами – методистами, тренерами. Ученики и работники школы на высоком уровне проводили спортивные соревнования различного ранга, помогали в проведении туристических слетов.
По окончании общеобразовательной школы все спортсмены этого поколения поступили в ВУЗы по специальности, которая была им интересна. Но и после окончания ВУЗов эти ребята продолжали выступать на соревнованиях, искать себя. В этом поколении одна пара создала семью. Другие нашли себе избранников вне стен СДЮСТШ.
Среди учеников этого поколения – два кандидата наук. Один из них — Владимир Гришаев имеет звание магисра манчестерской школы социологии, в данный момент учится в Нью-Орлеанском университете. Второй кандидат наук, Светлана Кабешова – тренер высшей категории СДЮСТШ. Елена Смагина – известный журналист по проблемам бизнеса и экономике. Александр Калиничев – учится в аспирантуре и работает в Вирусологическом университете под Москвой. Сергей Васильев – специалист по компьютерам. Сергей Родин – инженер, работает в престижной фирме.
Однако, к 1991 году система ДОССАФ оказалась неспособной обеспечивать прежний материальный уровень спортивно — технических школ и соответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовки спортсменов. Передача информации азбукой Морзе потеряла прежнее значение, т.к. появилась спутниковая связь в различных вариантах, а значит возможность прямого телефонного канала. Эти изменения привели к тому, что радиоспорт потерял прежнее военно-техническое и прикладное значение и стал по сути любительским. Значительно снизилось количество учащихся, желающих заниматься данным видом спорта. Прежний стиль преподавания в школах не мог удерживать то количество спортсменов, которое в них было раньше. Не менее важно, что технический уровень ДЮСТШ с 80-х годов мало изменился.
Через некоторое время к вышеописанному поколению присоединились другие ребята, младше на 3-4 года, 1977- 1978 годов рождения. Сначала разница в возрасте, развитии, подготовке ощущалась, и они считались «младшими». Но они жили и тренировались вместе, постепенно вошли в коллектив. Тренируясь вместе со старшими, новое поколение добилось больших успехов в спортивном отношении. Именно в этом поколении два Мастера спорта международного класса, многократные и непобедимые чемпионы. Когда они вышли на высокий профессиональный уровень, команда СДЮСТШ несколько лет подряд становилась практически абсолютной чемпионкой как в личном, так и в командном зачетах. Ребята показывали абсолютно лучшие результаты за всю историю СДЮСТШ. Наблюдалось резкое отличие новых ребят. На соревнованиях они выступали четко, хорошо владели собой. Но появлялось разделение между тренерами и ими. Уходила атмосфера коллективизма, общей группы, теплота взаимоотношений была нарушена. Постоянная связь с тренерами тоже стала не настолько необходимой. Основным стилем педагогического процесса был самостоятельные тренировки спортсменов. Именно в этом поколении сильно развилось самоуправление. Все больше проявлялся индивидуализм, замкнутость, нежелание раскрываться, быть искренним. Произошло это по нескольким причинам. Важная сторона — расхождение в целях и ценностях. Во-первых, для тренеров, старших ребят спортивный результат, выигрыш перестали быть главным интересом. Планка выполнения Мастера спорта, чемпионства была достигнута. Тренеры и старшие спортсмены перешли в другое качество. Для старших спортсменов важным было нахождение профессии, поступление в институты, духовные поиски себя. Молодые уже росли и развивались в другой стране, без идеологии, героизма, патриотизма, самопожертвования. Они были намного практичнее предыдущих старших. Следующее поколение пошло по пути профессионального спорта. Они стали хорошими специалистами не только в спорте, но и в профессиональном отношении, еще учась в общеобразовательной школе. У этих ребят понятие «самореализация» связано с высокооплачиваемой престижной работой. Духовное самоопределение, широта культурных познаний для них ограничивалась полем их профессиональных интересов.
Закончив свою профессиональную карьеру, это поколение спортсменов ушли из спорта совсем. Физической культурой и спортом у них нет потребности, желания заниматься. Все из этого поколения закончили ВУЗы. Ученики этого поколения нашли себя на профессиональном поприще, устраиваются в жизни. Светлана Зуева – бухгалтер в престижной фирме, Андрей Бабушкин крупный специалист по компьютерам. Николай Рогов, отслужив в рядах вооруженных сил, работает на ведущем предприятии города Иванова.
Своего кризиса воспитательный процесс достиг в 1999 году. Ушли из школы старшие ученики. В последующих учениках 1984-1985 годов рождения, тенденция к индивидуализму, расчетливость, практиное отношению к спорту продолжилась. В новых учениках стремление к развитию своего интеллекта, культурного уровня было ниже предыдущих поколений. Значительно снизилась численность учащихся, желающих заниматься радиоспортом. Резко изменилось отношение государства, общества в целом и родителей к занятиям спортом подростков и молодежи. Это отбросило возможность оздоровления детей через спорт, через занятия в детских спортивных школах.
Однако, и в этом поколении многие ребята нашли себя. Самый яркий из них – Павел Уткин. Он перешел заниматься спортивным ориентированием, стал неоднократным чемпионом и призером России, Европы. Павел учится в Высшем пожарном училище. Светлана Уткина – Мастер спорта России, его сестра, учится в ИвГУ на факультете психо-социалогическом факультете, активно участвуя в научно-практической жизни университета и работает инструктором-методистом в СДЮСТШ. Все остальные ребята из этого поколения – кандидаты в Мастера спорта России. Анна Дмитриева – учится в ИвГЭУ на факультете МЧС, работая в МСЧ города Иванова. Вячеслав Любимцев также учится в ИвГЭУ, работая в СДЮСТШ инструктором – методистом. Вячеслав осваивает веб-дизайн, поддерживая и программируя сайт СДЮСТШ. Анна Милова – учится в юридическом колледже. Дмитрий Котов также поступил в ВУЗ. Алексей Васильев – водитель троллейбуса, получил все водительские категории. Дмитрий Забанов – тренер в Спортивном стрелковом клубе.
Поэтому перед администрацией, педагогическим коллективом встала задача скорректировать воспитательный процесс к изменившимся условиям, применяя идеи и наработки современных направлений педагогики, а также положительный предыдущий опыт в работе школы.
Проанализировав состояние спортивной школы, дополнительного образования, при участии педагогического коллектива спортивной школы была защищена диссертация Кабешовой С.А. «Проектирование здоровьесберегающего педагогического процесса в условиях спортивной школы». Усилиями педагогического коллектива была спроектирована новая модель педагогического процесса, которая начала реализовываться тренерами. Большое внимание стало уделяться новому воспитательному процессу.
Наметились положительные изменения ситуации в СДЮСТШ. Начал формироваться новый сплоченный коллектив учеников, их родителей. Ребята серьезно тренируются, выступают на соревнованиях, принимают традиции спортивной школы. Несколько изменилась экономическая ситуация, улучшился материальный уровень родителей. СДЮСТШ постоянно работает с Фондом занятости, что позволяет ученикам работать на обустройстве помещений СДЮСТШ и прилегающей территории и получать за эту работу зарплату, которую ребята с согласия родителей тратят на спорт. Благодаря этому ведущие спортсмены СДЮСТШ за последнее время принимают участие в сборах, соревнованиях различного ранга и уровня по многоборью радистов, спортивному ориентированию, причем тренеры стараются расширять круг городов, чтобы показать их ученикам, познакомить с особенностями, историей, культурой. В СДЮСТШ устраиваются праздники, конкурсы. Хороший контакт установился с родителями настоящих учеников. Родители принимают участие в праздниках, помогают в проведении соревнований, обсуждают проблемы детей, тренеров, школы вместе с тренерами.
Ребята этого поколения ищут себя в жизни, выбирая для себя будущую специальность, выбирая ВУЗы и факультеты, где они хотели бы учиться в будущем. У них хорошая успеваемость в общеобразовательной школе, они успевают сочетать каждодневные тренировки и учебу, серьезно готовясь к поступлению в ВУЗы. Этих учеников интересуют жизненные пути выпускников СДЮСТШ, они пытаются сами становится яркими личностями, выбирая для себя оптимальный жизненный путь.
Педагогическим коллективом, учениками создан и реализуется многоэтпный кубок по спортивному ориентированию «Ивановский меридиан». В лесах, парках, городских районах проводятся тренировочные и соревновательные старты. Через подсчет ранга каждого спортсмена удалось заинтересовать большое количество спортсменов, ветеранов, новичков. Количество желающих принимать участие в соревнованиях растет.
Создан сайт СДЮСТШ, который позволяет тренерам и спортсменам постоянно обновлять информацию о проводимых в СДЮСТШ соревнованиях, мероприятиях, о выездах и сборах. Ребята учатся писать статьи. Спортсмены Иванова и других городов имеют возможность узнавать о спортивной и досуговой деятельности СДЮСТШ. Старшие ученики овладевают навыками веб-дизайна, программирования.
Второй год тренерами реализуется новая концепция занятий с учениками спортивным ориентированием и общей физической подготовкой на базе общеобразовательной школы. В игровой форме ребятам предлагают принять участие в эстафетах, соревнованиях по спортивному ориентированию на прилегающей к общеобразовательной школе территории. Тренеры обучают детей навыкам чтения спортивной карты, владения компасом, вырабатывания чувства расстояния. Это позволяет закладывать базу будущих учеников СДЮСТШ.
Имея положительный опыт в работе с младшими учениками, с нового учебного года тренеры занимаются на базе СДЮСТШ с ребятами – учениками начальной школы. Поскольку условия СДЮСТШ значительно шире, чем в общеобразовательной школе, это дает значительно больший эффект. Ребята учатся стрелять из пневматической винтовки, занимаются спортивным ориентированием, в небольшом объеме изучают прием и передачу азбуки Морзе, развивают свою общую и специальную физическую подготовку, бегают кроссы, катаются на лыжах, играют в настольный теннис. Новички общаются со старшими спортсменами, играют с ними в игры. Все это хорошо закрепляет ребят, вводит их в традиции СДЮСТШ, что также работает на дальнейшее развитие школы.
С.Кабешова
Январь, 2004