История ивановской СДЮСТШ по радиоспорту

В 1979 году в Иванове была открыта детско-юношеская спортивно-техническая школа «Юный радист». Положением о детско-юношеской спортивно-технической школе ДОСААФ и профсоюзов (1979год, Москва) перед педагогическим коллективом ставились следующие цели и задачи. ДЮСТШ ДОСААФ и профсоюзов является внешкольным учреждением и призвана:

  • воспитывать учащихся в духе беззаветной преданности делу партии, любви к социалистической Отчизне, Советского патриотизма и пролетарского интернационализма;
  • осуществлять подготовку юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивать укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
  • быть методическим центром и оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной оборонно-массовой, политико-воспитательной и спортивной работы;
  • вести подготовку из числа занимающихся инстукторов-общественников и спортивных судей.

В данный период времени политика государства предполагала привлечение максимального числа детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в том числе и к занятиям военно — техническими и прикладными видами спорта. Действовал хорошо отработанный комплекс ГТО, предусматривающий тестирование через дифференцированные физические нагрузки в зависимости от возраста. Регулярно проводились такие массовые мероприятия как день бегуна, день лыжника, день здоровья. Поэтому, в общеобразовательных школах, у родителей и детей в основном было положительное отношение к занятиям в спортивных школах. Спортивные школы развивались, тренеры в своей работе охватывали большое количество ребят, которые приобщались к занятиям физкультурой и спортом.

Естественно, что из большего числа охваченных выходило много спортсменов высокого класса. Существовала система проведения спортивных мероприятий (соревнований, сборов, семинаров) от уровня предприятия и школы до Всесоюзного уровня. Государством выделяло средства на их проведение. Во многих видах спорта наши соотечественники занимали лидирующее положение в мире.

Многое из сказанного выше справедливо и для радиоспорта. Спортивные школы и спортивно — технические клубы по радиоспорту работали в большинстве областных и во многих районных городах Советского Союза. В них занимались высококвалифицированные тренеры и спортсмены. Было подготовлено много мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта. Армия тоже была заинтересована в спортсменах. Все высококвалифицированные спортсмены — мужчины и юноши проходили службу в армии в спортивных ротах, состояли в военных должностях, выступали на Чемпионатах вооруженных войск.

Состояние в обществе было стабильное. Ученики 1970-1972 годов рождения отличались социальной зрелостью, задорностью, умением пошутить и понять шутку. Кроме спорта, большое внимание уделялось совместным праздникам, которые отличались желанием сделать праздник, умением веселиться. Именно спортивно — оздоровительные сборы, соревнования, спортивно — оздоровительные летние лагеря того периода вошли в историю школы как незабываемые. Именно в этом сложившемся коллективе вырабатывались и укреплялись традиции. Младшие новички, пришедшие в этот период в ДЮСТШ и заставшие коллективистский дружественный климат и хорошие взаимоотношения, впитали эти традиции и пролонгировали на свою дальнейшую спортивную жизнь в ДЮСТШ.

Для этого периода жизни ДЮСТШ становится характерной чертой загородные палаточные и городские спортивные лагеря и первые выступления учащихся и сборных команд за пределами Ивановской области.

Особенностями педагогического процесса было сочетание различных подходов. Из традиционной педагогики были взяты на вооружение единые педагогические требования, дисциплина, авторитет тренера и старшего, коллективное воспитание, групповое планирование и формы занятий. В то же время перед спортсменом всегда был свободный выбор прийти на тренировку, выбрать свой темп, поехать на соревнования. Воспитанные в коммунистических идеалах, ребята не воспринимали как насилие над личностью требовательность тренеров к систематическому посещению занятий, ответственное отношение к тренировкам, максимальные усилия и самоотдачу. Тренерами большое внимание уделялось коллективному воспитанию. И результат был очень оптимистичен: школа была одним единым дружным коллективом, со своими традициями, шутками, играми. Наигранность команды, взаимные симпатии, благоприятный климат оказывали значительный эффект в выступлениях. Старшие по возрасту курировали младших, занимались с ними, разрешали конфликты, недоразумения. Существовало неформальное самоуправление, когда старшие брали под свое шефство младших, поддерживали дисциплину, но и оставались друзьями. Некоторые из старших пробовали себя в роли тренера.

Необходимость улучшения удобств для занятий привело к тому, что тренеры со спортсменами сами делали ремонт школы, адаптировали помещения для удобства занятий, собирали тренажеры. На многодневных соревнованиях, выездах сами готовили еду, в том числе и на костре, жили в палатках. Тренеры знакомили ребят с бардовской песней.

Совместная деятельность тренеров со спортсменами закладывала фундамент спортивной подготовки, методы и способы тренировки, нужные и важные моменты в спортивной жизни. Когда начались серьезные физические тренировки, длительные и интенсивные пробеги и лыжи, тренерами был введен контроль состояния спортсменов. Систематически измерялись антропометрические данные, артериальное давление, ЧСС. Спортсмены вставали на учет во врачебно-физкультурный диспансер, и перед каждыми соревнованиями проходили полный медицинский осмотр. Также в ДЮСТШ работал врач. Если наблюдались серьезные недомогания или травмы, спортсмены направлялись к специалистам. Даже при высокой физической нагрузке, благодаря постоянному контролю и индивидуальному подходу, спортсмены не получили профессиональных хронических. Однако, к критериям оценки здоровья тренеры и спортсмены еще не пришли. Для устранения причин перегрузки с 1986 года тренерами-преподавателями СДЮСТШ применяется индивидуальный контроль нагрузки учащихся, в том числе и медицинским.

В спортивном отношении в основном эти ученики не достигли высот спортивного мастерства, не вышли в профессионалы. Многие из них выполнили норматив кандидата в мастера спорта, первого взрослого разряда, немногие становились чемпионами и призерами. Для них спортивная карьера не была актуальной. Занятия в ДЮСТШ дали им хорошую базу для дальнейшей жизни в обществе. Они стали физически крепкими, психически и физически выносливыми, целеустремленными, с моральными устоями. Многие из них и на данный момент занимаются физической культурой, не имеют вредных привычек. Сейчас эти люди занимают высокие должности и звания на престижной работе, имеют семью и детей.

ДЮСТШ была для них отдушиной, досугом, где были подчас единственные их друзья, в том числе и тренеры. Это было место, где они находились все свободное время после общеобразовательной школы. И даже закончив свои занятия в ДЮСТШ, многие их них приходят в ДЮСТШ к тренерам поговорить, поделиться своими проблемами и радостью, посоветоваться.

Духовному познанию в тот момент тренеры, спортсмены не придавали значения, и сейчас для большинства этих выпускников этот вопрос не является актуальным. Идеи саморазвития, самосовершенствования закладывались в семье, в общеобразовательной школе, идеологией государства. Гражданская позиция была заложена — те из юношей, кто не поступили в ВУЗы отслужили в рядах вооруженных сил.

2 этап в педагогическом процессе начинается с 1988года. Получив статус специализированной, наряду с задачами ДЮСТШ добавилась конкретная цель — готовить высококвалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд страны и республики.

Закончив общеобразовательную школу, многие старшие ученики первого поколения поступили в ВУЗы, ушли служить в ряды военно-вооруженых сил. Старшие ребята принимали участие в тренировках, но в поддерживающем режиме. И на смену им пришло следующее поколение 1973-1974 годов рождения. Это были ребята, которые застали старших учеников и успели потренироваться вместе с ними.

Ситуация в стране стала меняться: перестройка, падение экономической стабильности, неуверенность в завтрашнем дне. Оптимизм в настроениях людей стал резко сокращаться, коллективизм, народные гуляния тоже стали уходить из привычного уклада жизни. Наметился крен в сторону индивидуализма, «в себя», в свою семью. Уныние, депрессия, недовольство стали характерны для общества. Эти настроения перешли в семьи, в общеобразовательные школы. И ученики данного периода тоже отражали состояние общества. Замкнутость, молчаливость, индивидуализм, уныние — черты характера учеников второго этапа ДЮСТШ. Т.К. спортивно-тренировочная база в СДЮСТШ была уже достаточно наработана, система подготовки отлажена, средства на спорт еще выделялись, соревнований, сборов проводилось достаточно. Компенсацией негативных настроений в окружающей действительности для этих ребят стали профессиональные занятия спортом.

Ребята тренировались по планам в макроциклах и мезоциклах. Тренировались в основном вместе, но каждый в своем темпе, согласно своим возможностям и состоянию. Уровень физической нагрузки был достаточно высок. В программу многоборья радистов входили передача азбуки Морзе, радиообмен в радиосети, стрельба, плавание, спортивное ориентирование. Утром перед занятиями в общеобразовательной школе ребята плавали, после уроков были тренировки по другим видам. Зачастую спортсмены заканчивали тренировки в восемь часов вечера. Однако, уровень физического здоровья того поколения был достаточно высок, поэтому спортсмены без сильнейшего утомления переносили эти нагрузки. Это помогло им сохранять свою физическую форму довольно длительное время. Между тренерами и учениками складываются доверительные отношения, индивидуальная работа с каждым учеником, обсуждение всех сторон его жизни, взаимопомощь и поддержка, помощь в поиске и выборе решения становились стилем работы тренеров. Ученики были соратниками, близкими людьми с тренерами. Очень высокая потребность друг в друге, доверительные, дружественные отношения способствовали личностному и профессиональному росту тренеров и спортсменов. Это была очень кропотливая работа, когда взаимная потребность позволила достичь такого высокого уровня, что каждый из спортсменов постепенно становился интересной яркой личностью. Тренеры готовили их к пониманию и способности найти себя, максимально реализовать себя, развивать свой интеллект, уровень чувствования. Спортивно — оздоровительные сборы, соревнования проводились постоянно. Сюда добавилась целеустремленность, высокая работоспособность, настойчивость, высокий уровень притязаний ребят. Также с тренерами проводился подробный анализ достижений, недостатков, планирование дальнейшей работы. В результате спортсмены очень быстро вышли на высокий профессиональный уровень. Все спортсмены довольно быстро и легко выполнили нормативы Мастеров спорта — 13 человек, 22 кандидатов в мастера спорта. Их признали в спортивной элите, поставили на должности в спортивные роты, они выступали за различные рода войск на Чемпионате вооруженных сил. Спортсмены СДЮСТШ входили в сборную России и выступали на Чемпионате Советского Союза. Спортсмены СДЮСТШ становились чемпионами и призерами в личном и командном зачетах на соревнованиях различного ранга.

В СДЮСТШ была создана своя, отличная от общеобразовательной школы, улицы, семьи атмосфера дружбы, симпатии, взаимопонимания, поддержки. Здесь был свой мир, свои законы. На тренировках, в общении, в труде создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Тренеры обращали внимание на достижения учеников, стимулировали их через поощрения, каждый спортсмен всегда знал и чувствовал, что тренеру важно его выступление, его успех, что тренер будет вместе с ним переживать его неудачу. Зачастую возникало ощущение, что спортсмен сам достиг нового уровня спортивных достижений, хотя большая доля психологической уверенности за спортсмена принадлежала тренеру. Нередко, ученики и стремились к победе, выкладывались, зная, что их тренеру не безразлично, что он думает и волнуется за них. Для тренера и спортсмена очень важно было чувствовать свою нужность. Поэтому спортивный результат был плодом совместной работы каждого члена команды. Это порождало чувство преданности. Занятия спортом стали образом жизни. Постоянные разъезды на сборы и соревнования сплотили коллектив, создав семейственность. Общение много значило, причем обсуждались как очень серьезные темы по истории, культуре, политике, смысле жизни и духовном становлении, так и удавались шутки, развлечения, праздники, игры. Бывая в различных городах на выездах, тренеры с учениками старались осмотреть город, его достопримечательности и особенности, нередко посещали выставки, театры, кинотеатры, потом совместно обсуждая свои впечатления. Даже после выступлений, тренировок все вместе подолгу ходили по городу, общались. Тренеры работали над общеобразовательным уровнем спортсменов, старались стимулировать их к повышению интеллекта, самообразованию. Делалось это и через встречи с интересными людьми, которых директор и тренеры школы приглашали в СДЮСТШ. Это были и ивановские барды, и туристы. В СДЮСТШ положительно относились к труду. Серьезно тренируясь, спортсмены также относились и к учебе, и к профессиональному труду в СДЮСТШ. Постоянно в СДЮСТШ модернизировались помещения для выполнения новых функций, монтировались тренажеры. Многие из спортсменов работали в СДЮСТШ инструкторами — методистами, тренерами. Почти что у каждого отрабатывались навыки работы на печатной машинке, работы с документами, оформительские навыки, занятия с младшими учениками. Ученики и работники школы на высоком уровне проводили спортивные соревнования различного ранга, помогали в проведении туристических слетов.

Каждый спортсмен вел индивидуальный дневник спортсмена, в котором анализировал свои тренировки, состояние своего здоровья. Велся учет спортсменов во врачебно — физкультурном диспансере, школьным врачом. Из наиболее часто встречающихся заболеваний выявлялись проблемы с позвоночником, так как на соревнования приходилось возить тяжелые рюкзаки.

По окончании общеобразовательной школы все спортсмены этого поколения поступили в ВУЗы по специальности, которая была им интересна. Но и после окончания ВУЗов эти ребята продолжали выступать на соревнованиях, искать себя.

Через некоторое время к вышеописанному поколению присоединились другие ребята, младше на 3-4 года, 1977- 1978 годов рождения. Сначала разница в возрасте, развитии, подготовке ощущалась, и они считались «младшими». Но они жили и тренировались вместе, постепенно вошли в коллектив. Тренируясь вместе со старшими, новое поколение добилось больших успехов в спортивном отношении. Именно в этом поколении два Мастера спорта международного класса, многократные и непобедимые чемпионы. Когда они вышли на высокий профессиональный уровень, команда СДЮСТШ несколько лет подряд становилась практически абсолютной чемпионкой как в личном, так и в командном зачетах. Светлана З. и Николай Р. показывали абсолютно лучшие результаты за всю историю СДЮСТШ. Но наблюдалось резкое отличие новых ребят. На соревнованиях они выступали четко, хорошо владели собой. Но появлялось разделение между тренерами и ими. Уходила атмосфера коллективизма, общей группы, теплота взаимоотношений была нарушена. Постоянная связь с тренерами тоже стала не настолько необходимой. Основным стилем педагогического процесса был самостоятельные тренировки спортсменов. Потребность в тренере не была постоянной. Праздники, походы, выезды на сборы и соревнования оставались, но создать общий разговор, общий настрой удавалось все реже. Именно в этом поколении сильно развилось самоуправление. Все больше проявлялся индивидуализм, замкнутость, нежелание раскрываться, быть искренним. Произошло это по нескольким причинам. Важная сторона — расхождение в целях и ценностях. Во-первых, для тренеров, старших ребят спортивный результат, выигрыш перестали быть главным интересом. Планка выполнения Мастера спорта, чемпионства была достигнута. Тренеры и старшие спортсмены перешли в другое качество. Для старших спортсменов важным было нахождение профессии, поступление в институты, духовные поиски себя. Молодые уже росли и развивались в другой стране, без идеологии, героизма, патриотизма, самопожертвования. Они были намного практичнее предыдущих старших. Следующее поколение пошло по пути профессионального спорта. Они стали хорошими специалистами не только в спорте, но и в профессиональном отношении, еще учась в общеобразовательной школе. Они хорошо печатали на машинке, работали на компьютере.

У этих ребят понятие «самореализация» связано с высокооплачиваемой престижной работой. Духовное самоопределение, широта культурных познаний для них ограничивалась полем их профессиональных интересов.

Закончив свою профессиональную карьеру, это поколение спортсменов ушли из спорта совсем. Физической культурой и спортом у них нет потребности, желания заниматься. Теперь они ищут себя в профессиональном отношении, устраиваются в жизни. Выпускники предыдущего поколения продолжают заниматься спортом, выступать на соревнованиях, приходят в школу довольно часто.

Своего кризиса педагогический процесс достиг в 1999 году. Ушли из школы старшие ученики. В последующих учениках 1984-1985 годов рождения, тенденция к индивидуализму, расчетливость, практическое отношению к спорту продолжилась. В новых учениках стремление к развитию своего интеллекта, культурного уровня гораздо ниже предыдущих поколений. Как ни грустно отмечать, но интересных ярких личностей среди них очень мало. Есть сильные спортсмены, чемпионы. Есть высокие спортивные результаты и стремление к выигрышу. Но очень мягкое отношение к себе, нежелание себя перегрузить, пожертвовать собой ради другого, мало взаимопомощи. Создать коллектив из них практически не удается. Они каждый сам по себе. У них резко отрицательное отношение к труду, они не хотят работать. Систематически тренироваться, в достаточном объеме они тоже не хотят. У них мало обязательности и порядочности. На контакт, на доверительные отношения с тренерами идут очень плохо. Отношение к спорту как к средству получения материальных благ. В характере мало жизнерадостности, открытости.

Значительно снизилась численность учащихся, желающих заниматься радиоспортом. Резко изменилось отношение государства, общества в целом и родителей к занятиям спортом подростков и молодежи. Это отбросило возможность оздоровления детей через спорт, через занятия в детских спортивных школах.

Средства на спорт с каждым годом государством выделялись все меньше и неохотней, спортивные школы, в том числе по радиоспорту во многих городах закрылись. Сейчас, на соревнования по радиоспорту приезжают спортсмены не более, чем из десятка городов, и их количество в основном колеблется от тридцати до семидесяти, и молодых из них очень мало.

Социально-экономическая ситуация в стране нестабильная. В школе, в семье закладывается рыночный тип отношений. Школьников готовят к престижной высокоплачиваемой работе. Поэтому важное значение придается образованию, тем навыкам и знаниям, которые будут востребованы в будущем. Школьники так сильно загружены учебой, что заниматься в кружках, секциях они уже не успевают. Родители, учителя направляют детей на дополнительные занятия по иностранному языку, на компьютерные курсы. В спортивно — оздоровительном направлении в первую очередь идут восточные единоборства, потом плавание, теннис, танцы. В спортивно-технические школы приходит и остается все меньше ребят. Это проблема нарастает в СДЮСТШ с каждым годом. Не смотря на широкий спектр, который дает радиоспорт, этот вид спорта предъявляет и большие требования к ученикам: усидчивость, работоспособность, выносливость, устойчивость к неблагоприятным условиям на местности.

К этим затруднениям в педагогическом процессе добавляются личностные особенности самих учеников: сильно выраженный индивидуализм, эгоизм, нежелание заставить себя интенсивно и много работать, выгодливость, расчетливость, проблемы со здоровьем, слабый уровень воспитания, культуры, общего развития.

Поэтому перед администрацией, педагогическим коллективом стоит задача скорректировать педагогический процесс к изменившимся условиям, применяя идеи и наработки современных направлений педагогики, а также положительный предыдущий опыт в работе школы.

Кабешова Светлана, 2003 год