Чемпионат России по многоборью радистов 17-20 июля 2003 г.

    Вот и наступил главный итог работы за год в многоборье радистов — Чемпионат и Первенство России. Каждая спортивная школа показывает, на что они готовы в данном сезоне, насколько команда дружна, кто еще выжил и хочет соревноваться, встречаться.
Для взрослого поколения это однозначно встреча старых, добрых, дорогих и любимых друзей. Праздник души. Можно прикалываться, шутить сколько влезет. Узнаешь, что с людьми произошло за год, что изменилось. И потом на весь следующий год остается этот <энергетический> душевный запас. И для младших тоже очень важно увидеть интересных, сильных людей, которые многого добились не только в спорте, но и в жизни, в профессиональном плане.
В этот раз число спортсменов было незначительным. Приехали пензяки, ивановцы, москвичи, смоляне в количестве одного человека Вячеслава Григорьевича Иванова, хабаровцы, они же беларусы — опять одна единица — Александр Букин и питерцы. Главное, живы и здоровы!
Наша команда, удачно съездив с Максимом Хапаловым — бывшим нашим охотником на лис и ориентировщиком, на его ГАЗели на <Волжские просторы>, решила повторить подвиг и поехать в Калугу также. И не ошиблись. На весь наш сайт и Интернет мы выражаем благодарность этому человеку. С какими водителями мы только не ездили, но то им после прибытия на место хотелось кому-нибудь набить морду, то казалось, что они попали в гестапо, естественно не на трезвяк. А этот просто чудо: машину ведет хорошо, веселый, уважительный, компанейский и почему-то не надо ему, чтобы выпить, кроме молока (да еще и холостой, но мы его нашим девчонкам забили). Не иначе, как воля Божья на то была, чтобы мы встретились.
Провожая нас, наша собака Ева сказала: <Какие же вы гады, что не берете меня с собой> и не ела два дня, потом, правда, передумала и два других дня кушала, слава Богу.
Ехали мы комфортно, Максим забыл дома кассеты и постоянно играли две, одна из которых была настолько жалостливая, что, приехав в Калугу, мы срочно закупили несколько, в основном про любовь и еще <Любэ> — для души, мол: <Давай за нас!>. По дороге мы несколько раз стояли в пробках, и в очередной раз, перекусив и застряв, мы запели во всю нашу мощь (очень громко): <Ой, мороз, мороз!>, так что все окружающие водители и пассажиры имели бесплатный получасовой концерт.
Разместили нас, как обычно в калужской ОТШ, спасибо им и Юрию Петровичу Старостину. Бесплатно, и никто до двух ночи не блюет в туалете, не врубает музыку, не орет в ночи <даниссимо>, и с шести утра не начинает петь гимн и пить чай. Правда, мы, как всегда оказались близко к самому важному — в соседнем кабинете размещалась космическая лаборатория. Да, где же еще быть такой лаборатории, как не в городе Циолковского, Вернадского, Чижевского, и то ли Федорова, то ли еще какого-то философа — космиста (мы все-таки учились в институтах и изучали их труды). Мы в той лаборатории не были, поэтому Родину не предадим, открыв военную тайну. До двенадцати часов у них что-то падало, громко включался огромный компьютер, мужики стояли на лестнице, курили и вели умные беседы, потом кто-то из них приносил целую авоську всего и они пили, ну как-же космонавтика без вдохновения и стимуляции. Но, в общем, они нам не мешали, и мы спали хорошо.
Поскольку мы были на колесах, то прибыли на открытие соревнований к музею космонавтики раньше всех и пошли фотографироваться на фоне ракет и ракетоносителей, а также спустились к Яченскому водохранилищу, так называемому <Калужскому морю>. Там гребли веслами байдарочники и мы послали наших парней спросить, как называется их спорт, они ответили, что <б:.ь>. Наверное, космические традиции прошли мимо них, и интеллектуальная составляющая ушла у них в руки. Поскольку, Калуга стоит на Оке, мы, вспомнив анекдот, спросили друг друга: <Как Ока?>.
На открытии вовсе не космический, а морской местный капитан первого ранга, вытаращив глаза и раздув щеки до небывалых размеров, выдул: <Здравия желаю, товарищи спортсмены!>. Сдерживая смех, все прокричали: <Здрас!>, но глаза тоже вытаращили. Подняли флаг, выслушали напутствие и поехали на передачу.
На передаче лучшим радистом дня стал Саша Букин, а среди женщин Брагина Света и Волокушина Наталья, на одно очко отстала Кабешова С. Борьба становилась острой.
Пообедав, наши ивановские ребята во главе с Александром Сергеевичем на <своей> ГАЗели поехали в музей космонавтики, а Валентина Павловна со Светланой Александровной проведать местные достопримечательности в виде магазинов. Мы, слава Богу, на ВДНХ в корпусе космонавтике были, в планетарии были в свое время, телевизор про Гагарина смотрели. Но, наши экскурсионщики сказали, что ощущения острые, когда видишь, что эта штуковина была там в космосе.
На следующий день предстояло сразиться в радиообмене. Чтобы информация не ушла, на это упражнение нас увезли за город в лес. А мы думали, что будем работать на берегу Оки и загорать и купаться — обидно. Работали по одной сети, то есть каждая команда по очереди и растянулось это надолго, хоть и общее число команд было небольшим. Под конец все очень хотели кушать. Первыми вышли на старт москвичи. Александр Сергеевич давал старт командой <минута до старта, 30 секунд, 5-4-3-2- 1- старт!>. Но тут Николай Сергеевич Овчинников заявил, что надо <приготовиться, внимание, старт!>. На что тот ему ответил: <Это у тебя так конопля в колхозе растет>. Валера Манаев очень волновался перед стартом, как он сказал: <даже дрожу>, но остальные волновались не меньше. Уж сколько лет в радиоспорте, а перед радиообменом всегда волнуешься, а уж перед передачей или ориентированием еще больше. Этим и хорош спорт, что заставляет получить полный набор ощущений от страха и неизвестности, необходимости решить возникшую задачу в экстремальных условиях в кротчайший срок, до идеального состояния полной готовности и уверенности, и потом удовлетворения от успеха или разочарования от неудачи и самокритики и долгого самоанализа — как же я так мог! А радиообмен непредсказуем еще и тем, что твой результат зависит еще от двоих других членов команды. Москвичи не показали лучший результат, очередь была за пензяками. Они шли на точки, неся свои, по выражению Николая Сергеевича <чехлы>, а вокруг них, нарезали круги их женщины, проверяя, все ли у них в порядке. И — пензяки выходят вперед. Питерцы их не обыграли. Последней работала сборная команда: Саша Букин, Вячеслав Иванов и им подыгрывал Геннадий Иванович Никулин — три мастера спорта международного класса. Но пензенскую команду они обыграть не смогли, поскольку не тренировались вместе заранее. Ивановским двоим мужчинам — Славе Любимцеву и Мише Толкачеву (который юноша и которому хотелось выполнить Мастера спорта) подрабатывал наш Свет Уткин. Но ничего хорошего у них не вышло — 18 минут плюс баранка на радиограмме.
У женщин борьба была круче. Пензенские женщины после неудачи прошлого года показали суперрезультат — 12.40. Но не известно, пройдут ли радиограммы. Когда ивановские женщины пошли на радиообмен, еще не было известно, что у Пензы. Но, поскольку, наша задача была дать возможность нашей 16-летней Наташе Теперик выполнить Мастера спорта, а она не смогла справиться с волнением (быть чемпионкой по девушкам и выступать по женщинам разная волнительность), то мы проиграли Пензе 2 минуты, по 10 очков каждая. Питерские и московские женщины не смогли вмешаться в борьбу. Но у нас оставалась личница Света Уткина, которой мы подработали и заработали больше очков, ей предстояло занять какое-нибудь призовое место.
Наши девушки тоже не показали того, на что способны: 18 минут плюс баранка на радиограмме. Но пензенские юноши были хуже. Поэтому после радиообмена наша юношеская команда стала первой.
Пока ждали своей очереди, мы решили собрать наш тент от палатки <Тайга — 3> на случай дождя. А так как дуги тента должны крепиться в углах внутренней палатки, которая осталась в Иванове, то было очень смешно, потому что ничего не получалось, зато продемонстрировали свои туристские навыки остальным спортсменам.
Эфир беспристрастно прослушивался местными радистами, которые подмечали все ошибки и недочеты. Они дали нам адрес своего сайта: obninstqru — лив rk3xwa (попробуйте, может получится).
Старый, в смысле повидавший виды, местный радист тов. Могилев В.С., изрядно набравшись, вещал, что здесь собрались князья Иванов Смоленский, Старостин Московский, Морозов Московский- многоборцы, не передававшие по 60 лет, но еще где -то могут показать, на что способны.
Наконец, когда все было закончено, мы поехали все-таки купаться. Потом мы смотрели по карте, получилось, что мы были на Оке, но Александр Сергеевич сказал, что это Угра. Но как бы она не называлась была очень приятная. Быстрое, сносящее с ног течение, мягкая теплая вода, песочек. Наши ребята накачали камеру от ГАЗели и дрейфовали на ней по течению. Сашка Портнов дрейфовал на своем надувном круге, а кто не влез на камеру, просто плыл по течению до песчаного намыва, потом вылезал и назад пешком к началу пляжа.
Потом мы, как Корнея Чуковского: <Давайте же мыться, купаться в ушате, в реке, в ручейке!> -как дети природы почти близко к тексту стали намыливать головы и спины. Мы собирались нанести дружественный визит пензенской команде с целью помыться, поэтому умывально-помывочные принадлежности у нас были с собой. И мы подумали, что так мы будем похожи на тех девушек из рекламы шампуня, которые моют головы в водопаде, а потом останавливают машину и всем хорошо. Час-два купания дал всем такой заряд бодрости и хорошего настроения, а Мише Толкачеву со Славой Любимцевым так ударило сильно, что после позднего обеда в 19.00 они пошли гулять по Калуге. А девчонки в ГАЗели смотрели фильм по DVD — плейеру Максима. Со стороны это выглядело как стоп-кадр: все сидят в машине и смотрят вперед, куда-то едут.
Следующий день был заключительным и решающим. Приехали мы в лес рано, но начальника дистанции Вячеслава Михайловича Морозова не было долго. Когда он подбегал, ивановская команда горячо поддержала и одобрила его появление. Участникам соревнований было поведано, что нам не завидуют. Карта 1992 года, для грибников. Накануне Вячеслав Михайлович был в лесу, ставил пункты, но на этот раз два не нашел, что тропинки не совпадают и вообще, будет переколка на старте (самим перерисовывать дистанцию). Спортсмены спросили, не взять ли сотовые телефоны, чтобы в случае долгого поиска контрольного пункта звонить на старт для консультации. Ситуация походила на экстремальное авантюр-ориентирование, у нас в Иванове и Костроме такое бегают зимой по карте с масштабом 1:100000.
И тут все побежали. Света Кабешова догнала Славу Любимцева, и, объединив усилия, они со всей дури бросились вперед. Рядом, не спеша, бежал Валерий Манаев, который даже уступил дорогу мастерам. Обежав круг, Света со Славой на КП были вместе с Валерой. Но этого им показалось мало, и на следующий пункт они рванули по азимуту и промахнулись. Им повезло, что пробегал Евгений Кузнецов с квадратными глазами, потому что его чуть не съела змея. Поскольку КП был важнее, то Света со Славой побежали срочно назад, покружили и нашли, но все было потеряно. Финишировав, все спортсмены были примерно в одном состоянии: без ошибок не прошел никто, залеты были на 10-20 минут. И сил никаких.
У женщин первая финишировала С.Брагина, за ней С. Кабешова. Елки-палки, разница в 30 секунд. Кто выиграет? Сначала перевес был в сторону Кабешовой, но тут прибежала Елена Овчинникова, которая стала победителем на дистанции и результат был в пользу Брагиной. После двух лет подряд выигрышей С. Кабешовой, С. Брагина ее обыграла на одно очко и вышла вперед. Вот он спорт со своей непредсказуемостью. Третьей стала Елена Овчинникова.
У мужчин в ориентировании выиграл Саша Букин, который тоже чуть не умер на дистанции. Геннадий Никулин прибежал разочарованный и стал третьим. Николай Овчинников стал вторым. Вячеслав Иванов, пройдя всю дистанцию, сказал, что не потренировался, поэтому сил было мало, и пообещал, что на следующий год проведет у себя в Смоленске Кубок РФ по многоборью радистов на хорошей карте.
У девушек, наконец, первое место заняла Света Адамова, пройдя дистанцию стабильно. Вторая была Марина Могильникова, третья Катя Кутюмина. Все трое — ивановки. Четвертая была Света Ягодова из Санкт-Петербурга.
У юношей первым пробежал Молоков Сергей и стал первым, вторым Малянов Петр и третьим стал Жаворонков из Санкт-Петербурга.
Закрытие проходило перед музеем космонавтики. Пензенские мужчины и женщины стали первыми, и мы пообещали, что наши мужчины тоже подрастут и будут всех побеждать. А пензенские будут есть генетически измененную картошку из колхоза <Светлый путь> и нам проиграют. Опустили флаг, со всеми распрощались и сфотографировались, и расстались до 20 сентября до Кубка РФ по многоборью радистов и любительскому двоеборью в Анапе.
Назад ехали под новую музыку в ночи. Навстречу — вереница светящихся фар. Заезжая в низинки, мы опускались в туман, а над нами висела оранжевая луна и <Любэ> пели: <Позови меня тихо по имени:>

Почти конец лета, 24 июля. Чернышев А. С., Кабешова С.А.